Острова Додеканес

Предыстория

Местом наших очередных греческих устремлений стал остров Родос, привлекающий своими длинными пляжами, лесами, монастырями, ажурными колокольнями, ну и конечно же, рыцарским городом. А рядом с Родосом - Кос, еще один необычный остров. И любознательному туристу грех не совместить эти два острова в одном путешествии. А там где Кос, там и Патмос, место написания Откровения Иоанна Богослова.

Эти, а также другие заслуживающие посещения острова, образуют ряд с расстоянием в 1-2 часа паромного перехода один от другого. Возник авантюрный план пройти весь этот ряд, используя развитое паромное сообщение между островами, останавливаясь на больших островах (Родосе и Косе) примерно по неделе, на маленьких - по 2 дня. Начало и конец путешествия - Афины.

Естественно, никакая турфирма не возьмется за организацию подобного тура (не потребовав слишком большой платы за это), поэтому все пришлось делать самостоятельно (в конце концов, пора же когда-нибудь начинать): заказывать билеты, искать и переписываться с хозяевами апартаментов, переводить деньги, получать визу. Но это отдельная тема, выходящая за рамки моего рассказа.

Автомобили были заказаны заранее лишь на Родосе и Косе. На маленьких островах этим я собирался заняться на месте. Поэтому жилье в этих местах подбиралось поближе к порту. Определенное ограничение при выборе апартаментов вносило нестандартное количество членов нашей компании - 3 человека (я, моя жена и моя мать), и необходимость, поэтому, наличия в номере двух комнат.

Итак, окончательный план таков: 14 сентября 2009 г. вылет из Москвы в Афины с пересадкой в Киеве украинской авиакомпанией Аэросвит. Переезд на автобусе от аэропорта до порта Пирей к парому, который за ночь переправляет нас на Родос. Там в порту нас должен ждать арендованный и оплаченный автомобиль, на котором мы добираемся до апартаментов. На Родосе проводим 8 ночей, один из дней планируется посвятить поездке на соседний маленький остров Халки. В день отъезда оставляем машину в порту, садимся на паром и отплываем на остров Сими. Там - 2 ночи. Подобным образом посещаем Тилос - 2 ночи, Кос - 7 ночей, Лерос и Патмос - по 2 ночи. Из Коса планируется посетить соседние острова Нисирос и Калимнос. Завершаем путешествие ночным переездом из Патмоса в Пирей, далее по знакомому маршруту в обратном порядке: автобус, самолет с пересадкой в Киеве и возвращение в Москву 9 октября.

Итого - 9 островов, на 6 из которых планировалось проживание. Надо сказать, что не все из запланированного осуществилось (например, вместо девяти островов получилось восемь, на Халки съездить так и не удалось), однако кое-что добавилось из незапланированного, но об этом позже.

Все фотографии нашего путешествия - здесь.

     

Введение

Наш морской маршрут

Перелет в Киев прошел без задержек. В аэропорту Борисполь транзитные пассажиры, не проходя паспортный контроль и не получая багаж, сразу проходят на второй этаж в зону вылета. На втором этаже, однако, нужно пройти личный досмотр. Во время нашего прилета здесь образовалась длинная очередь, начинающаяся на лестнице. Так как интервал между прилетом и вылетом у нас был около полутора часов, стоять там до конца означало опоздать на рейс, поэтому, немного постояв, нам пришлось пролезать без очереди под возмущенные комментарии остальных пассажиров.

Рейс Киев - Афины, однако, задержали на час. Это заставило нас поволноваться. Три с половиной часа между прилетом в Афины и отплытием парома кажется достаточным интервалом, однако сейчас, учитывая возможность задержек и собственный опыт, я назвал бы его очень рискованным.

Добраться из аэропорта Афин в порт Пирея на общественном транспорте можно двумя способами. Первый - на автобусе Х96 (3,20 евро взрослый билет). Способ наиболее простой и дешевый: остановка прямо у выхода аэропорта, без пересадок довозит до пирсов с рейсовыми паромами, интервал 15 мин. днем, 30 ночью. Однако, учитывая пробки большого города Афины, не думаю что это более быстрый способ (хотя лично не сравнивал). Второй способ - метро (6 евро на одного, 5 евро - если едете вдвоем или втроем). Одна пересадка в центре, да и до станции в аэропорту нужно еще добраться, хотя там все механизировано, везде эскалаторы, даже на горизонтальных участках пути, интервал движения поездов - 30 минут. Кроме того, если ваш паром причаливает далеко от станции метро, то придется еще воспользоваться портовым бесплатным автобусом.

Мы выбрали первый способ. Доехав до конечной остановки автобуса и перейдя площадь, мы оказались перед большим кораблем, принимавшим через опущенные с заднего борта пандусы пассажиров на автомобилях и без. Впрочем, к нашему приезду все кому нужно уже въехали и вошли. Паром "Blue Star 2" (вместе с "Blue Star 1", они одинаковые и взаимозаменяемые) совершает ежедневные рейсы до Родоса и обратно, делая остановки на Косе и некоторых других островах. Первые 6 этажей (или палуб) парома занимает автопарковка в несколько уровней. Здесь же безкаютные пассажиры (те, кто не взял каюту) оставляют свой багаж на специальных стеллажах, помеченных табличками с названиями островов.

Надо отметить, что из всех наших паромных переездов, два длинных ночных из Пирея и обратно мы провели в каюте чтобы нормально выспаться, остальные короткие переезды между островами - в эконом классе.

Седьмая и восьмая палубы парома - пассажирские. На седьмой расположены пункты общепита, магазин, залы с пассажирскими местами самолетного типа; другие пассажирские места. Если паром не слишком заполнен народом, любой пассажир может занять любое место. На восьмом этаже расположены каюты.

Каюта напоминает купе в поезде, только немного больше в ширину и значительно больше в глубину. Два ряда двухъярусных кроватей по сторонам от окна-иллюминатора, верхние кровати откидываются наверх к стенке. Между кроватями и дверью - небольшая прихожая со шкафом и дверь в отдельный санузел. А там раковина, унитаз и огороженное ширмой место для душа. Все чистое и выглядит новым. В каюте имеются электрические розетки, лестницы для подъема на верхние кровати, спасательные жилеты.

Погрузившись на корабль и обосновавшись в каюте, мы вышли на открытую палубу. Паром уже отплыл от берега, вышел из гавани на просторы Эгейского моря. Первое время нас сопровождала стая чаек. Все это где-то я уже видел. Надо сказать, что выбор парома в качестве транспортного средства был сделан намеренно, можно ведь было лететь до Родоса самолетом, это бы обошлось ненамного дороже, однако заняло бы гораздо меньше времени и было бы меньше переездов. Однако воспоминания трехлетней давности не давали покоя, захотелось нам все это повторить. К тому же все эти переезды давали нашему путешествию некоторое сходство с морским круизом. Тем не менее наше путешествие гораздо лучше любого круиза - никакой круиз не позволит вам оставаться на острове на несколько дней, на неделю.

Ближе к полуночи мы подошли к острову Си́рос и сделали остановку в гавани города Эрму́поли - столицы Кикладских островов. Были остановки и дальше, но мы уже спали.

К восьми утра паром подошел к конечной остановке - острову и городу Родос.

Нажимайте на картинки для их увеличения.

     

Родос

Острова Додеканес, что в переводе означает "двенадцать островов" (другое название - Южные Спорады) лежат на юго-востоке Эгейского моря, недалеко от турецкого берега Малой Азии. Ро́дос - самый большой и главный из них. Остальные из двенадцати: к юго-западу от Родоса, между ним и Критом расположены Ка́рпатос и Ка́сос; к северо-западу от Родоса, ближе к Кикладам находится Астипа́лея; в 125 километрах на восток, всего в двух километрах от турецкого берега расположен небольшой островок Кастело́ризо (Меги́сти) - самая восточная территория Греции. К северу от Родоса протянулась в ряд основная группа островов: Си́ми, Ти́лос, Ни́сирос, Кос, Ка́лимнос, Ле́рос, Па́тмос (как раз эту группу, вместе с Родосом, мы и посетили). Другие мелкие, но заселенные острова архипелага: Ха́лки, Псе́римос, Те́лендос, Липси́, Арки́, Агатони́си, Фармакони́си.

В древности острова иногда сохраняли самостоятельность, иногда подпадали под влияние Афин или Персии. Далее входили в состав Римской и Византийской империй, в VII в. были завоеваны арабами, затем отвоеваны обратно. В XIV в. Родосом и соседними островами завладели и сделали своей резиденцией рыцари ордена иоаннитов (госпитальеров). В XVI в. острова захватили турки-османы, в 1912 г. - итальянцы. В конце концов острова Додеканес вошли в состав Греции лишь в 1948 г., самыми последними, и сейчас образуют одноименный ном.

Ро́дос, четвертый по величине остров Греции (площадь 1400 кв. км, население 118 тыс. чел.), протянулся с северо-востока на юго-запад разделяя Эгейское и Средиземное моря. Море на восточном средиземноморском побережье считается более спокойным.

Карта острова
Нажмите на часть острова на карте для перехода к ее описанию.

Родос - самый солнечный остров Греции, по легенде это резиденция бога солнца Илиоса (Гелиоса). В древности на его территории располагались три города: Ялиссо́с, Ли́ндос и Ка́мирос. В 408 г. до н.э. их жители основали на северо-восточной оконечности острова город Родос, который является сейчас единственным городом на острове и столицей нома Додеканес. Плотность населения, количество деревень и вообще присутствие цивилизации медленно, но неуклонно уменьшается при отдалении от города, то есть при движении с северо-востока на юго-запад острова.

По прибытии в порт нас ждал представитель прокатной конторы "Rodos cars", подвел к нашей машине Kia Picanto, помог загрузить багаж, оформил документы, показал дорогу, показал место, куда поставить машину во время сдачи и уехал, все как обычно. Деньги за прокат мы заплатили заранее через банковскую карту (200 евро за 9 дней).

Местом нашего пребывания на Родосе были выбраны апартаменты "Kyriakos studios" в 500 метрах от длинного и малолюдного пляжа Афанду, в 2 километрах от поселка Афанду. Спокойное (и дешевое) место у моря, при этом недалеко от города. Среди пространства, заполненного оливковыми рощами и пустырями попадаются редкие дома, в том числе такие же апартаменты, как наши, а также небольшие сады, теплицы. Магазинов поблизости нет, возле моря имеется пара таверн, однако наплыва посетителей я там не видел.

Отель представляет из себя два двухэтажных дома рядом с теплицами и дорогой на пляж. Рядом стоит маленький домик конторы хозяина, Панайотиса. Пространство номера разделено на спальню и кухню коридором с ванной комнатой, к сожаленью, двери в коридоре нет. На кухне, кроме стандартного кухонного набора поставили кровать. В спальне - двуспальная кровать, шкафы, телевизор, и выход на балкон. Есть кондиционер, имеется спутниковое телевидение, так что если постараться, то можно найти российские каналы. На балконе я ловил бесплатный wi-fi из соседних, более дорогих, апартаментов.

Далее, в описании посещенных нами мест острова я буду придерживаться географического принципа, как и в случае с Керкирой. Начну с города Родоса и пройдусь вокруг острова вдоль берега по часовой стрелке, по мере необходимости заходя вглубь. На полноту охвата не претендую, так как времени для посещения всех отмеченных заранее мест, как обычно, не хватило. Разделение такое: Город Родос, Восточный берег, Западный берег.

     

Город Родос

Главной достопримечательностью города является его окруженная крепостной стеной часть - Старый город, внесенный в список мирового наследия ЮНЕСКО. Строителями крепости и ее основными обитателями были рыцари ордена Св. Иоанна. Захватив остров у Византии в 1309 г., они решили сделать своей резиденцией его восточную оконечность - поближе к Святой Земле. В 1522 г. войска Османской Империи во главе с Сулейманом Великолепным после шестимесячной осады вынудили рыцарей сдать крепость и позволили им беспрепятственно переправиться на Мальту, где данный орден существует и поныне под названием мальтийский.

Северная часть Старого города, Колла́кио, застроена зданиями рыцарской эпохи, самым величественным из которых является Дворец Великих магистров, разрушенный при турках и восстановленный при итальянцах. В здании Госпиталя расположен Археологический музей с множеством интересных экспонатов (3 евро за билет).

В другой части Старого города, Хо́ре, можно встретить старинные церкви, мечети с минаретами, развалины раннехристианской базилики. И везде - старые дома, многие из которых до сих пор жилые.

Здесь, как нигде в Греции много оставшихся от турок мечетей. Одна из них, Сулеймана, до сих пор действующая.

На Родосе, а также на Косе, сохранилась небольшая мусульманская община (не знаю, можно ли сейчас назвать их турками, согласно официальной греческой политике - нельзя). Находясь под властью Италии, местные турки избежали тотального обмена населением между Грецией и Турцией в 1923 г. (Напомню, согласно договору между странами, турецкие греки и греческие турки должны были покинуть родину и переехать в страну своей титульной нации. Не везде этот переезд проходил спокойно. Известна резня в Смирне, бывшем греческом городе, где турецкие власти определили грекам слишком короткий срок для эвакуации, всячески ей препятствовали, а не успевших сесть в лодки расстреливала турецкая армия. Сейчас небольшая греческая община осталась только в Константинополе, а в Греции имеется несколько турецких деревень на севере страны, а также небольшая община здесь, на Родосе и Косе.)

Крепость, окружающая Старый город, хорошо сохранилась (или хорошо была отреставрирована, выглядит как новая) и имеет несколько проходов-ворот по всему ее периметру. Часть крепости выходит к морю, с южной и западной стороны крепость окружена широким рвом, за рвом - парковая зона с высокими тенистыми деревьями. Здесь же расположена римско-католическая церковь Святого Франциска Асисского с его статуей, построенная итальянцами в стиле конструктивизма, модном в 30-х годах XX в. С севера к крепости примыкает открытая концертная площадка "Звук и свет".

Морское побережье у Старого города образует три гавани, разделенные пирсами: Акадья́, Коммерческая и Мандра́ки. К самому восточному пирсу причаливают рейсовые паромы. Следующий пирс, разделяющий Акадью и Коммерческую гавань - для круизных лайнеров. Заканчивается он башней Ангелов. Между пирсами - пляж и бесплатная парковка, где мы и оставляли машину во время наших приездов в город.

Коммерческая гавань подходит непосредственно к крепостным стенам. Здесь имеется также небольшой пляж, а дальше - набережная с пришвартованными яхтами, предлагающими однодневные круизы вдоль берега Родоса и к соседним островам. Пара яхт переоборудована под сувенирные магазины, заполненные губками, ракушками и пр. С запада гавань ограничивает небольшой пирс с башней, построенной грандмастером Филибертом Наийаком.

Еще один пирс, побольше, заканчивается крепостью Святого Николая с маяком и образует закрытую гавань Мандраки. Здесь располагается марина - место швартовки для небольших яхт и лодок. По обе стороны от входа в гавань на постаментах-колоннах стоят статуи оленей, самец и самка. Во время нашего там пребывания самка находилась на реставрации. Считается, что в древности вместо оленей стояли ноги огромной статуи бога солнца Гелиоса - покровителя Родоса. Статуя, известная как Колосс Родосский и причисленная к Семи Чудесам Света, простояла там недолго и была разрушена землетрясением.


Круговая панорама с пирса

Далее, за территорией яхт-клуба, начинается большой песчаный пляж. Он достигает крайней северной точки острова, места слияния двух морей, Средиземного и Эгейского, и продолжается дальше. На мысе находится здание Аквариума. Вдоль побережья между крепостью Старого города и мысом расположился ряд живописных зданий, многие из которых построены во время итальянской оккупации: Новый рынок, Церковь Эвангелистрия, Префектура, Национальный театр, Казино.

В западной части города, на холме Мо́нте Смит, находятся развалины древних сооружений: хорошо сохранившийся стадион III в. до н.э., отреставрированный итальянцами театр - одеон, колонны от храма Аполлона. Холм назван в честь британского адмирала Сидни Смита, наблюдавшего отсюда маневры наполеоновского флота в 1802 г.

На юге города, по берегам маленькой речки, расположен парк Роди́ни. Все здесь располагает к отдыху от жары и шумного города на лавочке в тени деревьев и в прохладе. Свободно разгуливают павлины, у воды обитают утки, черепахи.

Далее...

     
Разрешается использовать в любых целях, но только в неизменном виде и при условии упоминания имени автора (CC-BY-ND). Автор Андрей К.