Самотраки

Самотра́ки (Самофракия) - остров на севере Эгейского моря к востоку-юго-востоку от Тасоса и к югу от Александруполи (24 морских миль). Площадь - 178 кв. км, численность населения - около 3 тыс. человек. В центе острова возвышается гора Са́ос (местное название - Фенга́ри, что значит «Луна»), достигающая высоты в 1611 м. Это наивысшее значение среди эгейских островов (если не считать Крит и Эвбею). Название остова переводится как «Высокая Фракия» («самос» по-древнегречески значит «высокий»).

Самотраки

Остров знаменит найденной здесь в 1863 г. статуей Победы - Ники Самофракийской. Статуя высотой 2,75 м хранится и выставляется в музее Лувр (Париж, Франция). Маленькую ее копию можно увидеть на капоте автомобиля «Роллс-ройс».

В древности Самотраки населяли пеласги, затем их сменили фракийцы. В VIII в. до н.э. остров колонизировали греки из Самоса. В 508 г. до н.э. он был захвачен персами, затем попал под контроль Афин.

В древнегреческом мире Самотраки не играл важной политической роли, однако был знаменит своими Кабирскими мистериями - оккультными церемониями, содержание которых для нас остается загадкой. Известно, что в них, в отличие от Элевсинских мистерий, могли принимать участие женщины и рабы. Согласно легенде, родители Александра Македонского, Филипп II и Олимпиада, познакомились на этих мистериях. Так что не исключено, что великий полководец был зачат именно здесь.

До 168 г. до н.э. Самотраки находился под властью македонцев, после чего он стал независимым. В 70 г. н.э. император Веспасиан включил его в состав Римской империи. Православный летописец и святой Феофан Исповедник (760 - 817) во времена иконоборчества был сослан на остров и здесь умер.

Византийцы правили здесь до 1204 г., после чего Самотраки перешел венецианцам, а затем, в 1355 г., известной нам генуэзской семье Гаттелузио.

Турки захватили остров в 1457 г. Во время национально-освободительной революции 1821 г. жители Самотраки во главе со старейшиной острова восстали. Османский флот высадил войска, которые подавили бунт перебив бунтарей. Однако турки этим не ограничились, около 10 тысяч жителей острова были вырезаны, примерно столько же обращены в рабство. Самотраки опустел, там осталось жить лишь 25 - 30 семей. Со временем выжившие стали возвращаться на остров, однако сегодня Самотраки населяют в основном потомки переселенцев с других островов.

В составе Османской империи остров пробыл до 1913 г., после чего вошел в состав Греции.

Кроме статуи Ники, Самотраки известен своими горными реками с чистейшей водой, текущими с вершины по ущельям, образуя водопады с маленькими озерами, «ватрами».

Несмотря на эту уникальную природную особенность острова, его нельзя отнести к популярным туристическим направлениям. Единственный паром, курсирующий туда и обратно раз в день (в сезон иногда - два, в несезон иногда - ни одного), мало гостиниц, единственная контора автопроката, единственная автозаправка. Все говорит о том, что Самотраки является настоящим греческим захолустьем. Это обстоятельство привлекает сюда хиппи. Да, они все еще существуют. И этот остров является одним из тех немногих мест, где можно наблюдать за этим исчезающим видом.

Между Александруполи и Самотраки курсирует единственный паром «Saos II». Расписание и цены можно посмотреть здесь. Цена недешевая: для пассажира - 16 евро, для маленького автомобиля - 58 евро. Время в пути - 2 часа 20 минут. Мы покупали билеты в портовой будке Александруполи сразу туда и обратно. Порядок автомобильного заезда на паром такой же, как и в случае с Тасосом, за одним исключением. «Saos II» открывается только с одной стороны, с кормы. Это усложняет задачу водителю и регулировщикам на судне. Приходится разворачиваться либо на пароме, либо на площадке перед ним и заезжать задом.

Как на любом пароме, в начале пути пассажиры развлекаются кормлением чаек. На обратном пути мне на глаза попалась пара дельфинов, какое-то время сопровождавшая наше судно на почтительном расстоянии.

Нажимайте на картинки для их увеличения.

Интернет небогат информацией об острове. Нет описаний каждой деревни с ее историей и легендами, как в случае с Тасосом. Поэтому этого не будет и у меня. Рассказ о Самотраки будет основан большей частью на личном опыте, а также на основании немногочисленных отчетов тех, кто побывал на острове до меня, спасибо им. Все это, а также то, что населенных пунктов и достопримечательностей здесь не очень много, позволяет мне не разделять описание острова на главы.

В отличие от Тасоса, на Самотраки нет окружной дороги. Поэтому мое описание не будет идти по кругу. После рассказа о главном порте и о столице острова, мы оттуда поедем вдоль южного берега, а затем, снова из главного порта - вдоль северного. Итак, поехали.

Главный порт и самый большой населенней пункт на Самотраки, Камарьо́тиса, находится на северном берегу его западной оконечности. Именно сюда прибывает паром из Александруполи, и это единственный способ попасть на остров (если не считать такие экзотические способы передвижения как личная яхта или вертолет). В лучшие годы Камарьотиса имела паромное сообщение также с Кавалой и Лемносом, но оно, видимо, оказалось нерентабельным.

Как пишут, здесь находится единственная контора проката автомобилей на острове. Однако цену местные прокатчики, пользуясь своим монопольным положением, задирают до 70 евро в сутки, и это минимум. Куда смотрит ФАС Греции?.. Нетрудно рассчитать, что выгодней брать напрокат машину в другом месте и привозить ее с собой на пароме, несмотря на недешевую цену билета. Окупается на третий день.

Большая часть из небольшого, в общем-то, количества магазинов, кафе, таверн Камарьотисы расположены по улице, идущей вдоль берега. Территория между этой улицей и побережьем занята паромным причалом, парковкой и площадью, где стоит неопознанный абстрактный монумент. «Продвинутый» наблюдатель разглядит в нем, конечно, статую крылатой Ники, стилизованную копию той самой Ники, которую нашли на Самотраки и увезли зачем-то в Париж.

На этой улице, в северной ее части, расположен один из двух «супермаркетов» Камарьотисы. Другой супермаркет, побольше, находится через квартал, на параллельной улице.

Рядом с первым магазином расположена таверна «Климатарья», где мы в первый вечер нашего пребывания на острове пробовали основное блюдо местной кухни - печеную на вертеле козлятину, кацика́ки (дословно - «козленок»). Рекомендую.

Как пишут, остров наводнен расплодившимися козлами, и употребление их в пищу местными жителями и гостями есть мера скорее вынужденная. Однако по моим наблюдениям, этой скотины здесь не так уж и много. Она конечно есть, но не больше чем в любой другой, подходящей для этого местности в Греции. Думаю, что большую часть козлов уже съели.

От прибрежной дороги перпендикулярно ей отходит еще одна улица, за пределами Камарьотисы переходящая в дорогу до столицы острова Хоры. На этой улице расположена главная церковь Панаги́я Камарьо́тиса, хранящая икону Богородицы из Камар.

Рядом с церковью находится магазин, где продают свежую рыбу. Когда мы туда зашли, ценников на товаре не было, и продавец, пользуясь случаем обмануть наивных туристов, называл явно завышенную цену. Другой рыбный магазин, с ценниками и нормальной ценой, расположен на прибрежной улице рядом с паромным причалом.

В километре к северу от Камарьотисы находится то место, где мы жили, апартаменты «Rodofylli» (раскрываете слева Overnight stay/Apartments/Rodophylli Kamariotissa). Это пять выстроенных в ряд двухэтажных домиков. Один домик - одни апартаменты. Чуть дальше расположен дом хозяев. Вся территория огорожена забором, и чтобы на нее проехать, нужно электронным ключом открыть ворота. На первом этаже апартаментов находится спальня, на втором - гостиная с кроватью, кухонным уголком и балконом. На каждом этаже есть санузел и телевизор. Рядом с домиком - место под навесом с печкой для барбекю.

Нас встретила и с нами в дальнейшем общалась хозяйка апартаментов по имени Сесиль. Видно, что она родом с Запада, и судя по чрезмерной жизнерадостности, возможно, что из Британии. Живет здесь с греческим мужем и сыном. Немного говорит по-русски, но нашу речь почти не понимает.

Территория окружена лугами, используемыми в качестве пастбищ для овец. Время от времени можно было слышать крики пастуха, прогоняющего отару мимо нашего забора.

Едем из Камарьотисы в столицу Самотраки с названием, совпадающим с названием острова. Чтобы не путаться, используют и другое название - Хо́ра. Между двумя населенными пунктами расположена единственная на острове автозаправочная станция. Мы за шесть дней ее услугами так и не воспользовались.

Хора находится на расстоянии 6 км от гавани Камарьотисы. Она представляет собой живописную деревню, поднимающуюся амфитеатром на горный склон и увенчанную там на скале средневековой крепостью. При въезде в деревню стоит еще одна Ника, и эта статуя мне почему-то нравится больше, чем та, что в Камарьотисе.

Наверх ведет извилистая улица, проходящая мимо двухэтажных, покрытых черепицей домиков, один из которых - фольклорный музей, мимо тенистых площадок, заставленных обеденными столиками, мимо источника и главной деревенской церкви Успения Богородицы, построенной в 1875 г. Здесь, среди других реликвий, хранятся головы «Пяти мучеников Самотраки». Наверху стоят руины крепости, построенной во времена генуэзского правления около 1400 г. Они находятся на реставрации за забором, так что непосредственно к ним подойти нельзя.

Двигаемся дальше, из Хоры в южном направлении к морю. К югу от Хоры находится деревня Ало́нья и небольшой монастырь Святого Афанасия, подворье афонского Иверского монастыря.

Далее дорога идет вдоль берега. Поворот налево ведет к двум деревням, Макрилье́с и Ксиропо́тамос, расположенным вдоль реки, основное занятие жителей которых является выращивание оливок. Но мы едем прямо, дорога на короткое время спускается прямо к морю, а затем начинает подниматься к расположенным здесь на холмах деревням; сначала Ла́ккома, славящаяся рыбными тавернами, и выше - Профи́тис Или́ас (Пророк Илия), славящийся козлятиной.

И рассказы туристов, и Сесиль посылают за «кацикаки» именно в Профитис Илиас. И мы поехали. Прогулялись по деревне, зашли в небольшую церковь Пророка Илии, расположенную при кладбище. Перед ней с обрыва открываются виды на море и близлежащие холмы. Затем мы направились ужинать в таверну «Вра́хос» (скала, утес).

Вообще-то такие заведения называются «псистарья», такое же название имеют печи для жарки на вертеле. В этих тавернах, «Врахос» не исключение, печи с жарящимися на вертеле тушами козлов или баранов выставлены на всеобщее обозрение. Кроме козлятины, во «Врахосе» предлагают большой выбор салатов в качестве гарнира. Честно говоря, мясо в «Климатарье» нам понравилось больше, здесь оно какое-то суховатое, хотя тоже очень вкусное. Жаль, не удалось здесь попробовать блюдо из потрохов - «кокореци», надеюсь восполнить это в следующей поездке где-нибудь в другом месте.

Дорога идет дальше вдоль южного берега до конечной точки - пляжа Пахья́ А́ммос. Но перед пляжем свернем налево на грунтовку, ведущую к церкви Панаги́я Кримнио́тиса. Эта маленькая церковь живописно расположена на вершине скалы, куда забраться можно по каменным ступеням. Перед подъемом, в таком казалось-бы глухом месте, имеется кафе. Наверху, с обрыва перед церковью открывается великолепный вид на бухту и пляж Пахья Аммос.


Круговая панорама у церкви Панагия Кримниотисса

Вернемся на дорогу и проедем к пляжу. Пахья́ А́ммос значит «толстый, крупный песок». Из доступных, это единственный песчаный пляж на Самотраки. И один из двух организованных, то есть с лежаками, зонтиками и кафе. В Пахья Аммос организована лишь небольшая часть с краю. Земля, видимая далеко в море - это принадлежащий Турции остров И́мврос (Гёкчеада). Приехав на пляж, не следует парковать машину под деревом, так как на нее могут залезть козы, пытаясь добраться до листьев, и оставить вмятины на кузове.

Здесь, у южной оконечности Самотраки дорога заканчивается. На юго-восточном побережье острова скалы подходят прямо к воде, из-за чего дорогу здесь прокладывать затруднительно. Попасть сюда можно только на корабле. Пишут, что такой корабль есть, хотя точнее будет назвать его катером, на нем проводят ежедневные экскурсии вокруг острова. Однако при нас его не было. Видимо, закончился сезон, так как никаких штормов, препятствующих мореплаванию, в это время не наблюдалось.

Катер останавливается в бухте Ва́тос с песчаным пляжем (еще один песчаный пляж, но в отличие от Пахья Аммос, почти недоступный). Желающие могут пройтись вдоль речки в ущелье и добраться до водопадов и ватр. Это не единственные ватры на острове, так что мы тоже до них доберемся, но в другом месте. Катер также останавливается на пляже, названном из-за чистоты воды Яли́ (стекло), а также проезжает мимо водопада Кремасто́с, где вода речки падает со скалы прямо в море.

Возвращаемся в Камарьотису и начинаем движение по прибрежной улице на северо-восток. Выходя из деревни, она превращается в дорогу, идущую с запада на восток вдоль северного берега Самотраки, самую длинную дорогу на острове.

Первая остановка - Палео́поли (Старый город). Здесь находится Святилище Великих богов, это именно то место, где проходили Кабирские мистерии и найдена статуя Ники. Безусловно, это главный археологический памятник и самое посещаемое место на острове.

Небольшая автостоянка расположена прямо у дороги, рядом - часовня Святой Параскевы. Мощеная дорожка ведет оттуда к музею и к месту археологических раскопок.

Святилище великих богов

Заплатив 3 евро за билет (который нужно сохранить для музея), пройдем к Святилищу Великих богов. Сейчас оно представляет собой комплекс сооружений, почти до фундамента разрушенных временем. Вдоль тропинок лежат каменные блоки, части колонн. Круглой формой здания выделяется толос Арсинои. На руинах главного храма восстановлено пять колонн, позволяющих оценить масштабы сооружения. Часть разрушенных построек расположена чуть выше на холме. Здесь же находится место, где стояла и была найдена в 1863 г. статуя крылатой Ники Самофракийской.

Пишут, что среди раскопок можно найти каменную карту Самотраки. Узнать к ней дорогу можно у охранника на входе. Мы, к сожаленью, это не видели. Фотография карты - здесь.

Немного о Великих богах и мистериях. Природа этих богов до сих пор остается таинственной. Древние писатели часто называют их Кабирами, однако надписи, найденные на острове зовут их просто Богами или Великими богами. Тайные их имена: Аксиерос, Аксиокерса, Аксиокерсос и Касмилос. Греки идентифицировали их со своими богами: Деметрой, Персефоной, Гадесом и Гермесом. Аксиерос (или Аксиокерса) была главной фигурой культа, «Великой матерью», схожей по свойствам с Кибелой. Посвящение в мистерии Великих богов было доступно людям всех национальностей, рабам и свободным. Как и в Элевсинских мистериях, здесь было две стадии посвящения: «миэсис» и «эпоптия». Посвященный надеялся обрести удачу, защиту от опасностей морских путешествий, и возможно, обещание счастливой загробной жизни.

Раскопки позволяют нам проследить за историей развития святилища. Есть доказательства того, что религиозная жизнь здесь идет с VII в. до н.э., хотя строительство монументальный сооружений началось в IV в. до н.э. и это связано с щедростью македонского царского дома. Письменные источники сообщают, что здесь, по случаю посвящения, Филипп II впервые встретился с Олимпиадой, принцессой Эпира, его будущей женой и матерью Александра Великого. Наследники Александра продолжили оказывать царское покровительство святилищу, которое достигло величайшего расцвета в III - II вв. до н.э. Поклонение Великим богам и посвящения в мистерии прекратились в конце IV в. н.э.

В небольшом одноэтажном здании археологического музея, в четырех залах собрана коллекция экспонатов, найденных, в основном, в Святилище Великих богов. Среди них: восстановленные части главных зданий святилища, мраморные фризы, колонны, статуи, амфоры, ювелирные украшения, монеты. Главным экспонатом является копия знаменитой статуи богини победы - крылатой Ники Самофракийской.

Статуя высотой 2,75 м была изготовлена на Самотраки из паросского мрамора и преподнесена Деметрию I Полиоркету после его победы на Кипре в 306 г. до н.э. Установленная на постамент в виде носа корабля, она возвещала о победе. В 1863 г., во время первых раскопок в святилище, французский консул в Александруполи Шарль Шампуазо нашел и вывез в Париж более двухсот фрагментов скульптуры. Там ее собрали и в 1884 г. выставили в Лувре. К сожаленью, среди фрагментов не оказалось головы и рук богини. Согласно изображениям на древних монетах, в одной руке она держала воинский штандарт, в другой - трубу.

Археологический музей открыт ежедневно с 8.30 до 15.00. Кстати, в музее и возле него работает бесплатный вай-фай, для нас бывший единственной точкой подключения к интернету на острове. Здесь я регистрировался на обратный авиарейс.

К востоку от святилища, высоко на склоне холма видны стены древнего города Самотраки. На берегу здесь в древности был порт, где в 49 - 50 гг. н.э. останавливался апостол Павел на пути в Неаполис (Кавалу). По традиции, раннехристианская базилика, руины которой лежат на восточной стороне древней гавани, была построена в память об этом событии. На холме напротив древней гавани расположена генуэзская крепость (1431 - 1433).

Двигаемся дальше на восток. Проезжаем мимо поворотов к деревням Ка́то Карио́тес и А́но Карио́тес. Наша цель - деревня Терма́. Само селение лежит на расстоянии около 700 метров от моря. На берегу находится гавань Термы.

Отсюда, якобы, каждый день в 12.00 должен отправляться прогулочный катер вокруг острова (с возвращением к 18.00). Однако, приехав в один из дней в гавань как раз к 12, и пробыв здесь какое-то время, мы этот катер так и не дождались. Не видели мы его и в другие дни, хотя за катером больше сюда не приезжали.

Рядом с гаванью расположен пляж. Это второй организованный пляж на острове, с лежаками, зонтиками и пляжным кафе. В отличие от Пахья Аммос, здесь не песок, а галька.

Кроме того, на берегу возле Термы находится два кемпинга: один организованный, другой дикий. Видимо, дикий кемпинг предназначен для хиппи. Хотя, для них кемпинг - это весь остров. Не раз, бродя по тропинкам Самотраки, я видел палатки в самых неожиданных местах.

Терма - главный «курорт» на острове. То есть здесь расположено большинство гостиниц и апартаментов. Кроме того, здесь находится один из трех супермаркетов, где мы закупались продуктами (два других - в Камарьотисе).

В конце прямой дороги, идущей от гавани до деревни, с правой стороны, расположены сернистые горячие источники, благодаря которым Терма и получила свое название.

В одноэтажном здании купальни организовано два бассейна, отдельно мужской и женский. Висит расписание: с 7.30 до 11.00 и с 18.00 до 22.00, действующее на период с 5/9 по 30/10. Цену сказать не могу, так как мы здесь не были. Дело в том, что помимо организованной купальни здесь есть «дикая», совершенно бесплатная. Нужно переехать мостик и справа от здания купальни по грунтовке подняться на холм до крутого поворота налево, на повороте остановиться. Можно пройти и пешком, это недалеко. Купальня на открытом воздухе расположена чуть ниже грунтовки. В отличие от других горячих источников Греции, на которых мы были (Лесбос, Кос), вода здесь непрозрачная, белесая, видимо из-за того, что она здесь содержит сернистые примеси.

Терма является отправной точкой для покорителей Луны (вершины Фенга́ри, что значит «Луна»), другое название - Са́ос. Эта вершина острова расположена в центре Самотраки на высоте 1611 метров. В отличие от Тасоса и других цивилизованных островов, автомобильной дороги на вершину нет, так что приходится подниматься пешком. Мы, естественно, на такой безрассудный подвиг не решились (да у нас и не получилось бы, наверное). Пишут, что подъем занимает около 4 часов, и сверху открывается захватывающий вид, включающий острова Имврос, Лемнос, Лесбос, Тасос и гору Афон. Продается карта с указанием всех пеших маршрутов до вершины.

Рядом с Термой находится речка с ватрами под общим названием Грья́ Ва́тра (ватра Старуха). Напомню, ватра - это маленький водоем с водопадом по течению горной речки. У каждого потока может быть несколько ватр, одна за другой по ходу течения. Всего на острове таких речек около десяти. Грья Ватра - одна из самых популярных.

К самой речке можно проехать на машине, свернув налево с дороги, соединяющей гавань Термы с Термой. Мы, однако, шли туда пешком, оставив машину в конце той самой дороги. Точное местоположение Грья Ватры нам было неизвестно, указателей нет, так что пришлось немного поплутать по округе. В процессе этого блуждания, мы проследовали вдоль русла еще одной речки, текущей в пределах Термы, под названием Цивдоя́нни. Здесь нам путь преградила палатка, через нее мы лезть не стали и повернули обратно.

Наконец, спросив дорогу у местных, мы добрались до нужной нам реки.

До первой ватры нужно еще идти по тропе вдоль русла, медленно текущего по камням и опавшим листьям. Путь проходит в живописном окружении и под тенью дубов и платанов. Здесь тоже стоят палатки «диких» туристов. Добравшись до первой ватры, получаем в качестве награды купание в прохладной и чистой воде. Компанию людям в купании в ватрах составляют лишь... лягушки.

Дальше, вверх по скалам, вверх по течению к следующим ватрам, мы не пошли, хотя видели туда идущих и оттуда возвращающихся.

Возвращаемся к берегу. Вскоре после Термы дорога пересекает реку Фонья́с (убийца). Пропустить невозможно, слева видна вывеска кафе «И гефира ту Фонья», справа - площадка для парковки автомобилей. Фоньяс - это самая интересная речка с ватрами, и поэтому, несмотря на зловещее название, она пользуется популярностью и является вторым по посещаемости местом на острове после Святилища Великих богов.

Сначала пройдем к устью реки. Тропинка вдоль потока, длиной около 300 метров, проходит среди камней и платанов. Здесь тоже есть место для палатки, а между деревьями можно развесить гамаки.

Возле устья стоит башня. Как и все башни на остове, построена она во времена правления генуэзской семьи Гаттелузио. Что интересно, дверного проема нет. Чтобы попасть внутрь, нужно подтянуться по свисающему с окна канату.

Вернемся к дороге и пойдем дальше вдоль русла реки в сторону ватр. До первой ватры Фоньяса около 1700 метров. Дорога занимает около получаса и проходит она по сказочному платановому лесу. Нимфы, завидев человека, прячутся в воду, выдавая себя лишь всплеском. Сатиры заходят за толстые стволы деревьев, залезают в дупла, заставляя чувствовать на себе их пристальные взгляды...

А вот и первая ватра. Это небольшое и глубокое, окруженное скалами, озеро. Водопада сразу не видно, слышен лишь шум. Чтобы на него посмотреть, нужно вплавь обогнуть выступ скалы, либо забраться на скалу.

Чтобы добраться до второй ватры нужно лезть на скалы. При этом следует быть осторожным, так как скалы здесь крутые и иногда бывают скользкими. Еле уловимая тропинка обозначена пятнами красной краски на камнях.

Вторая ватра чуть меньше первой, зато более фотогенична. Водопад не такой высокий, но виден сразу. Можно заплыть под его струи и принять холодный освежающий душ.

Надо сказать, что пробираясь ко второй ватре я перепутал дорогу. То есть на едва заметной развилке я пошел не в ту сторону, а до второй ватры добрался только на обратном пути. Та тропинка, которой я следовал также была обозначена красными отметинами, но вела она выше и дальше. Проделав трудный путь, иногда прыгая по камням над крутым обрывом уподобившись козлоногому сатиру, я наконец вышел к речке.

Здесь тоже была ватра, уж не знаю какая по номеру. Пусть маленькая, но настоящая, с водопадом. Как раз подходящая для одного человека. Редко кто сюда добирался, так что мне можно было считать ее своей личной ватрой. Вхождение в освежающую воду сразу сняло усталость от тяжелого перехода. Вода прозрачна и чиста, ее можно пить. Я пил эту воду, будучи в нее погруженным. Где еще можно ощутить такое единение с природой?..


Круговая панорама у ватры на реке Фоньяс

Поднявшись по скалам еще выше, можно добраться до водопада Кли́доси, самого большого на Самотраки высотой 35 метров. Однако мы возвращаемся на дорогу и едем дальше на восток. По пути проезжаем район А́но Мерья́ с редкими домиками полузаброшенных поселений. Дорога проходит вдоль восточного берега острова близко к морю и заканчивается, упираясь в скалу.

Пространство перед скалой занимает дикий галечный пляж Ки́пос (сад). Странное название для этого места. Дело в том, что это название сохранилось с эллинистических времен, когда здесь был большой сад.

Заканчивая описание Самотраки, немного расскажу о некоторых из числа гостей острова - о современных хиппи. Я имел удовольствие их наблюдать на пароме по время ожидания его отправления. Мода за 40 лет изменилась. Длинные волосы и брюки клеш ушли в прошлое. Присутствует обязательная бородка, волосы, хоть и длинные, сплетены в дреды и убраны под берет. В остальном - обычная молодежь. Многие из них приезжают на своих мопедах и велосипедах. Совершенное умиление вызвала одна пара на велосипедах. Молодой человек вез с собой специальный велосипедный прицеп, на котором величаво восседала большая собака, вроде сенбернара...

     

Заключение

Это был первый раз, когда мы ездили на автомобиле по материковой Греции. Посетили только самые основные достопримечательности Восточной Македонии и Фракии. В некоторые места хотелось бы съездить, но то времени не было (леса и ГЭС на севере нома Драма и др.), то дороги перекрыты (монастыри к северу от города Ксанти). Совсем не были на побережье, хотя здесь есть множество пляжей, в основном немноголюдных, так как большинство пляжно-курортного потока туристов в этом районе приходится на Тасос.

Та область Греции, по которой мы ездили, наиболее удалена от Афин. Хотя с другой стороны, она наиболее близко подходит к Константинополю, к потерянной великой столице греческого царства. Эта земля хранит память о совместном проживании и о борьбе друг с другом трех народов, закончившаяся всеобщим переселением. Однако именно здесь это переселение не было всеобщим, часть мусульман осталось жить на своей территории. Сейчас они считаются единственным официально признанным национальным меньшинством в Греции (хотя мы знаем, что мусульмане есть также на Родосе и Косе).

Среди городов наибольший интерес в архитектурном плане представляют Ксанти и Кавала. То есть те города, где сохранился «старый город». Это говорит о регрессе цивилизации, современная архитектура не дотягивает до образцов прошлого, и это касается не только Греции. Если бы не разрушающая сила времени, ничтожность современников бросалась бы в глаза еще сильнее...

Теперь об островах. Несмотря на очевидное сходство географического положения, рельефа и климата, Тасос и Самотраки - это два совершенно разных остова. Можно даже сказать, что это две противоположности. Тасос - пляжно-курортный, Самотраки - «дикий».

Доступность, наличие пляжей и леса сделали Тасос популярным туристическим направлением, особенно для жителей стран Балканского полуострова. Даже слишком популярным. Думаю, что по соотношению числа туристов к числу местных жителей Тасос занимает первое место среди всех населенных греческих островов. Согласитесь, что остров, населенный большей частью туристами, теряет свою самобытность.

Тем не менее, популярность Тасоса заслужена. Зелень и горы придают этому острову, особенно его восточной части, сходство с Керкирой. Он, может, и уступает ей по количеству достопримечательностей и той самой самобытности, зато выигрывает более здоровым климатом. В целом, Тасос является идеальным местом для тех, кто предпочитает пляжный отдых всем другим его видам. Несмотря на большое количество туристов, пляжей хватает, и переполненным из них мы видели лишь один - мраморный.

Кроме того, из тех продуктов, которые мы привезли домой, большинство было куплено на Тасосе. Это оливковое масло, уникальные оливки «труба», фрукты в меде. Из Самотраки мы привезли лишь... бутылку ципуро. Купленный там мед на поверку оказался не местным (из Пилио).

На Тасосе я ни разу не слышал русской речи, что удивительно. Даже на Самотраки такое однажды было, но лидером в этом отношении оказался Александруполи. Три раза при мне там говорили по-русски: один раз это были туристы в кафе у маяка, второй раз уборщица на железнодорожном вокзале разговаривала с подругой, не подозревая о том, что я, стоя недалеко, их понимаю. Пришлось подслушивать. Одна из них говорила, что в Греции все плохо, какой-то ее родственник скоро переедет в Германию и заберет потом туда их всех. Как поется в одной песне: «то ли птицы летят перелетные, то ли крысы бегут с корабля». Интересно, куда эти вечные птицекрысы переедут после Германии, и где им будет хорошо. Третий раз один пожилой мужчина, протирающий стекла автомобилей на заправке «Шелл» (бесплатный бонус) заговорил с нами по-русски. Оказалось, он из Армении.

Самотраки - остров для любителей романтики. Походы, рюкзак, палатка, гитара. Насколько я знаю, в Греции ставить палатки можно только на территории кемпинга. Но на Самотраки никто за этим не следит и, как мы видели, палатки ставят там где захотят, обычно это происходит в живописных платановых рощах.

Но главное - это ватры. Самотраки - единственный в Греции остров, куда туристы едут не за морем. Я посчитал, лишь один раз я купался там в море, и шесть раз - в ватрах.

В общем и целом, поездка удалась. Северная Греция нам понравилась разнообразием ландшафтов, множеством культурных и природных памятников, гостеприимством жителей. В следующем году (то есть уже в этом, 2014) мы планируем и, надеюсь, совершим еще одно путешествие по Северной Греции. До встречи.

28.02.2014
     
Разрешается использовать в любых целях, но только в неизменном виде и при условии упоминания имени автора (CC-BY-ND). Автор Андрей К.