Крит

Предыстория

Место нашего следующего путешествия в Грецию было предопределено задолго до самой поездки. Это - Крит, большой гористый остров, южный край Европы, родина минойской цивилизации и знаменитых греков, таких как: художник Доми́никос Теотоко́пулос (известный как Эль Греко), писатель Ни́кос Казандза́кис ("Последнее искушение Христа", "Грек Зорба").

Поездка планировалась на 3 недели с 16 сентября по 7 октября 2007 года. Ей предшествовала основательная подготовка, заключавшаяся в составлении автомобильных маршрутов по острову. Чтобы избежать дальних переездов на автомобиле, остановиться решили в трех местах на разных концах Крита: на западе, юге и востоке.

Я связался по электронной почте с Катериной Берети (Katrea Rethimno Crete), знакомую нам по прошлому путешествию. Из представленных на сайте ее фирмы предложений мы выбрали 2 отеля-апартаментов на западе и юге, место на востоке нашли сами по интернету. Катя связалась со всеми и забронировала номера на намеченные даты. Также мы арендовали машину Fiat Seicento на все 3 недели, которую должны получить по прилету в аэропорту Ираклиона, и оставить ее там же перед вылетом.

Надо сказать, что фирма, сотрудничающая с Катей в Москве, на этот раз нас несколько подвела, поменяв нам в последний момент одну авиакомпанию-перевозчика на другую, известную своими задержками. Есть даже шутка по этому поводу (в которой есть изрядная доля правды) - это единственная авиакомпания, на рейс которой невозможно опоздать. В результате у нас вышли задержки: туда - 7 часов, обратно - 5.

     

Введение

Итак, самолет с большим опозданием, наконец, вылетел и взял курс на Ираклион - самый большой город Крита. По пути облака, плотно покрывавшие землю, начали редеть, а над Грецией исчезли совсем, открыв замечательный вид на Эгейское море с разбросанными по нему островами, среди которых узнавались Парос, Наксос и Санторин, знакомые нам по прошлому путешествию.

Самолет начал снижаться, и, пролетев над плотно застроенным побережьем острова Крит, благополучно приземлился.

Нажимайте на картинки для их увеличения.

Подобрав багаж, мы вышли на улицу, где нас встретил с табличкой представитель прокатной фирмы "Greenways" и мы, вместе с одной французской парой, прибывшей ранее, пошли на расположенную неподалеку стоянку. Договорившись с французами и отправив их на арендованной машине, прокатчик приступил к нам. Объяснил план выезда и въезда на эту стоянку, здесь мы и должны были оставить машину спустя 3 недели, передав ключи от нее в находящийся поблизости киоск. При этом бензина должно оставаться не меньше, чем в момент получения нами машины. Также он оставил телефон и адрес их главной конторы и телефон, по которому можно звонить ночью. Я подписал договор, и мы отправились.

Наша маленькая двухдверная машина Fiat Seicento прекрасно подходит для путешествий вдвоем по острову. Во-первых - экономично, как в плане цены за прокат, так и в плане расхода топлива. Во-вторых, малые размеры обеспечивают замечательную маневренность на узких дорогах населенных пунктов Крита, где бывает порой довольно трудно разъехаться встречным автомобилям. Кроме того, машина обладает неплохими скоростными качествами и плавностью хода на трассе.

Правда, есть и недостатки. По плохим щебеночным дорогам лучше не ездить. Впрочем, если ехать медленно и нет выбора, то можно. В этом случае вся машина, а особенно заднее стекло, быстро покрывается пылью. Нам один раз пришлось ее мыть. Кроме того, нам пришлось 2 раза менять проколотое колесо на запасное. При этом открутить гайки ключом, прилагающимся в комплекте с запаской, не используя дополнительные приспособления, совершенно невозможно. Приходилось просить помощи на дороге.

Пару советов по поводу планирования маршрутов по Криту на дальние расстояния в это время года, т.е. осенью. В сентябре - октябре темнеет довольно рано, и поэтому старайтесь выезжать пораньше, чтобы не пришлось возвращаться в темноте, ведь езда по незнакомой местности в темное время суток - не слишком большое удовольствие. И еще, желательно иметь при себе специальные очки для езды навстречу солнцу, у меня их не было, и иногда, при движении в западном направлении перед закатом, видимость на дороге падала до нуля. Или выбирайте базовые отели так, чтобы они находились восточнее основных достопримечательностей, т.е. чтобы нужно было утром ехать на запад, а вечером - на восток, а не наоборот.

Крит - остров в Средиземном море, продолговатый по форме, протянулся с запада на восток на расстояние 260 км, в направлении же север - юг в самой широкой части имеет лишь 56 км. Административно остров поделен на 4 области (нома). С запада на восток: Ханья, Ретимно, Ираклион и Лассити. В первых трех номах столицами являются одноименные (и единственные в номе) города. В Лассити столица - Агиос Николаос, также там имеется еще два небольших города Иерапетра и Сития.

Дальнейшее повествование состоит из 3 частей: Запад, Юг, Восток - по частям острова, условно разделенным мною так, как показано на карте. Внутри каждой части сначала дается описание отеля и района нашего пребывания в соответствующей части острова. Дальше идут описания поездок по маршрутам, которые упорядочены по географическому принципу, с запада на восток.

Все фотографии нашего путешествия в полный размер можно найти здесь.

Наши маршруты в программе Google Earth - здесь (файл в формате "kmz", 527 кБ)

     

Западный Крит

Западный Крит
Нажмите на маршрут на карте для перехода к его описанию.

Итак, наш путь пролегал на запад острова (вернее на "средний запад", ном и район Ретимно) по Е75, главной дороге Крита, протянувшейся с запада на восток острова вдоль северного, наиболее населенного его побережья. Дорога хорошая, в основном прямая, но иногда петляет, поднимаясь или спускаясь с горы. После очередного спуска дорога выровнялась и пошла вдоль моря, начался длинный и почти непрерывный ряд поселков и пляжей, протянувшийся до города Ретимно. Недалеко от начала этого ряда находится Ставроменос, один из таких поселков, и мы там свернули в сторону моря в поисках нашего отеля.

"Alkionis apartments", пожалуй, лучшие апартаменты из тех, где мы останавливались на Крите. Нам достался номер на втором, верхнем, этаже. Просторная гостиная с тремя диванами, столом, кухонным уголком и выходом на балкон. Спальня с двуспальной кроватью, шкафом, телевизором и выходом на тот же балкон. Санузел с ванной. Ну и, конечно, длинный балкон, окружающий с двух сторон наши комнаты и выходивший как на море с бассейном, так и на дворик отеля, где мы парковали машину, и на главную дорогу с домиками поселка позади нее. Дорога, хоть и находилась недалеко (100 м), практически не шумела. Вернее, все заглушал шум прибоя. Море находилось в 40 метрах от нас, нужно было только пройти мимо бассейна, спуститься по небольшой лестнице и пересечь узкую прибрежную полосу из песка и мелкой гальки красновато-бурого цвета.

Видимо, мы выбрали неудачное время для посещения этого места. Все 9 дней на море был шторм, то усиливаясь, то немного утихая. Купаться в таком море - развлечение для экстремалов. Если сразу не собьет волной, которая представляет собой водную смесь песка с камнями и водорослями, то можно пройти подальше от берега и покачаться там на волнах, наблюдая за борьбой со стихией у берега других купальщиков (если они есть), при этом следя за тем, чтобы самого не уносило в море. Кроме того, морской прибой создавал изрядный шум, так что приходилось закрывать на ночь балкон.

Зато по вечерам можно было наблюдать изумительные закаты, один из которых запомнился особенно, когда красное зарево после захода солнца еще долго оставалось разлитым над горизонтом, раскрашивая небо в непередаваемые цвета.


Круговая панорама с балкона нашего номера в отеле "Alkionis apartments"

Поселок Ставроме́нос находится на пересечении старой и новой национальных дорог. Старая дорога ничем не отличается от других обычных дорог Крита, от Ретимно идет параллельно новой, а после пересечения в Ставроменосе уходит вглубь острова. Все побережье поселка занимают отели вперемежку с пустырями, так как в этом месте пляжей становится все меньше, а скал все больше. Большинство домов местных жителей и магазинов расположено через дорогу. Перейти или переехать Е75 не составляет труда, т.к. параллельно ей с обеих сторон идут улочки, кое-где спускающиеся на уровень ниже и соединяющиеся между собой короткими тоннелями под главной дорогой.

Однажды, будучи уже на востоке острова, после прокола шины и замены колеса на запаску, мне пришлось ехать оттуда в главную контору прокатной фирмы, которая находится в Адельяно́с Ка́мбосе (А́деле), другом поселке в 2 км от Ставроменоса, ближе к городу. Пока меняли запасное колесо на нашей машине, я провел 2 часа в этом месте. Первый час был проведен у моря. Здесь отели были покрупнее и располагались сплошным рядом. Соответственно, и пляжи здесь были довольно многолюдны. Полутораметровые волны и красные флаги никого не останавливали, все, видимо, к этому привыкли, и смело заходили в море. Второй час я посвятил походу по магазинам, большое количество которых располагалось по обеим сторонам старой национальной дороги - главной улицы поселка.

Небольшое отступление. В моем рассказе вы практически нигде не найдете упоминание о тавернах - этом неизменном месте вечернего времяпрепровождения нормальных туристов. И это не потому, что их, таверн, там нет или они не заслуживают внимания. Просто они нас не интересовали. Единственный раз мы были в таком месте в последний день нашего пребывания на Крите, но об этом - в свое время. Вечера мы предпочитали проводить на балконе собственного номера. Это стоит лишних походов по магазинам и час- полтора времени на приготовление ужина (а заодно и завтрака следующего дня, обедали мы нерегулярно и мало). Зато: Во-первых, у себя в номере чувствуешь себя гораздо свободнее и раскованнее, а простенький радиоприемник, предусмотрительно купленный заранее, помогал превращать балкон в греческую таверну с местной музыкой. Во-вторых, это намного экономичнее: например, 3 литра рецины в ресторане стоили бы 30 евро, против 7-8 - магазинной цены. Кстати, рецина - единственный из алкогольных напитков, который мы там употребляли. Купили, правда, один раз бутылку красного полусладкого, но оно показалось слишком сладким и не пошло. Простое сухое вино кажется нам слишком кислым в принципе, а крепкие напитки в таком климате не воспринимаются вообще.

Перехожу к маршрутам.

     

1 Фалассарна - монастырь Хрисоскалитисса - Элафонисси - пещера Святой Софии

Наш путь лежал на самый запад острова. Скоростная трасса Е75 заканчивается в прибрежном поселке Киссамос, и, переходя в обычную дорогу, еще через 3 км приводит к порту. Не сворачивая в его сторону, мы проехали дальше. Дорога, повернув на юг, начала медленно подниматься в гору. В одной из деревень под названием Пла́танос, мы свернули в сторону Фала́ссарны. Начался спуск к морю, и перед нами открылся замечательный вид на западное побережье острова.

На горных дорогах острова в местах с живописными видами часто предусмотрены расширения обочины, чтобы многочисленные туристы могли остановиться, полюбоваться пейзажем и сфотографировать его. Часто, но не всегда. Иногда для съемки хорошего кадра приходилось прижиматься вправо, включать аварийку, останавливаться, быстро выходить и делать снимок. В этот раз, однако, на нужном месте оказалась стоянка придорожного ресторана. Сделав свои дела, мы проехали вниз к пляжу.

Пляж нам понравился: яркое солнце, белый песок, прозрачная вода, малолюдность и красота места задержали нас здесь дольше обычного. Прохладная вода и небольшое волнение в море не испортили общего впечатления. Уезжать не хотелось, но дорога звала, нам предстоял еще на сегодня длинный путь.

Поднявшись обратно до Платаноса, мы свернули в сторону Элафонисси, и начался серпантин горной дороги со спусками и подъемами, бесчисленными крутыми поворотами, с максимальной скоростью 40 км/ч на третьей передаче. При этом в деревнях, расположенных по пути, приходится снижать скорость до 20 км/ч, так как некоторые дома, между которыми проходит дорога, расположены так близко, что между ними может проехать только одна машина, кроме этого, какой-нибудь припаркованный возле дома пикап может также существенно сузить дорогу. Водителю наслаждаться величественными видами с высоты нет никакой возможности, лишь в промежутках между поворотами мельком брошенный взгляд, а потом снова все внимание на дорогу.

За 6 километров до знаменитого пляжа справа показался на скале, весь в белом, монастырь Хрисоскали́тисса (Золотая ступень), названный так из-за последней из 98 ступеней лестницы, ведущей на священную скалу. Она была изготовлена из золота и продана впоследствии вместе с другой собственностью монастыря для уплаты налогов султану. Современные сооружения монастыря построены во второй половине XIX в.

Заплатив по 2 евро за вход, мы поднялись по лестнице наверх. В нише в стене, в окружении свечей и кадила, стоит икона Божьей Матери с Младенцем. Мы вошли в узкий вход музея, представляющего собой небольшой коридор, у стен которого располагались ткацкий станок, большие бутылки раки́ (виноградной водки), на стенах висели иконы, сельскохозяйственные орудия, посуда. А в конце коридора находилась небольшая кафедра со столиком-аналоем и открытой толстой книгой на нем. Из-под стола раздавалась тихое пение церковного хора, призванное производить (и производившее) благоговейный трепет на посетителей. Далее, заглянув в церковь наверху и осмотрев сверху окрестности монастыря, мы спустились к машине и продолжили свой путь.

Элафони́сси (Олений остров). Оставив машину в конце дороги под деревьями, мы пошли к морю. Хоть он и называется островом, пройти к нему можно не намочив ног по широкой песчаной полосе (правда, ее пересекает узкая протока, но во время нашего там пребывания она была частично пересохшей). Остров невысок, там можно встретить лишь небольшие песчаные или скалистые холмики; а по периметру его окружает череда маленьких пляжей с абсолютно спокойным морем, разделенных каменистыми участками берега. У берега в желтовато-белый песок кое-где подмешиваются красно-бурые песчинки, придавая его цвету розовый оттенок. Такой же песок мы видели в бухте Балос.


Круговая панорама Элафонисси

Настало время возвращаться. На обратном пути в местечке Кефа́ли мы повернули направо и поехали по более спокойной дороге.

Участок дороги проходит по тополийскому ущелью. Здесь мы остановились, чтобы подняться в пещеру, находящуюся слева от дороги на высоте примерно 50 м. Туда ведет крутая каменная лестница, на полпути расположена таверна. У входа в пещеру посетителей встречает колокол в выложенной из камня раме, тут же расположена маленькая церковь Святой Софии. Сама пещера наполнена сталагмитами, т.е. каменными сосульками, растущими снизу вверх, так что пройтись вглубь пещеры не получится, зато сверху открывается живописный вид на противоположный холм.

Дальше по дороге мы остановились у светофора перед узким тоннелем с попеременным проездом в разные стороны. Тоннель короткий, но с довольно крутым поворотом.

В конце дороги повернув направо на Е75, мы поехали домой.    Далее...

     
Разрешается использовать в любых целях, но только в неизменном виде и при условии упоминания имени автора (CC-BY-ND). Автор Андрей К.