3 Плакьяс - Дамнони - Амуди - Превели - ущелье Курталиотис

Наша поездка началась по горной дороге в восточном направлении. В деревне Селья́ свернули направо в сторону поселка Плакья́с. Дальше наш путь проходил вдоль побережья с разнообразными пляжами. Сначала мы остановились искупаться на одном из них, небольшом с серым песком, галькой и с большими камнями, выступающими из моря, затем начался довольно длинный песчаный пляж Плакьяса.

Нажимайте на картинки для их увеличения.

Далее, обогнув скалистый мыс, мы выехали к пляжу Дамно́ни, за ним скалистый утес образовывал ряд небольших живописных бухточек, на которые мы хотели посмотреть. Здесь хорошая дорога заканчивалась и мы, как и все остальные, оставили машину и пошли по скале пешком.

В первой бухте располагается небольшой нудистский пляж, оборудованный зонтами и лежаками (первый раз я такое видел, обычно нудисты обитают в диких местах). Дальше находится совсем маленькая бухта с пляжем длиной 12 метров (самый маленький пляж!). Еще дальше - еще одна маленькая бухта, но уже без пляжа. И, наконец, спустившись со скалы, мы оказались еще на одном пляже, Аму́ди, с разноцветной водой у берега. Искупавшись и позагорав здесь какое-то время, мы вернулись к машине и поехали дальше.

До монастыря Пре́вели мы поехали по короткому пути через деревню Яниу́ на холме, после которой асфальтированная дорога сменилась на щебеночную и начался спуск к монастырю. А там в это время был перерыв в приеме посетителей до 15.30, и мы решили поехать сначала на знаменитый пальмовый пляж неподалеку.

Проехали на стоянку, которая, видимо, была платной, и нужно было бы остановиться возле киоска у въезда и заплатить (или просто отметиться, а заплатить на выезде), но мы медленно проехали мимо, никто нас не остановил и к нам не подошел. Наверное, сиеста.

Затем начался крутой и тяжелый пеший спуск (не спуск тяжелый, а мысль о неизбежном подъеме), у начала которого расположена площадка обозрения. Внизу мы оказались на небольшом песчаном пляже; маленькая речка, делая зигзаг, впадает здесь в море. Выше по течению берега реки окружают высокая трава и пальмы, при желании можно взять водный велосипед и туда проплыть.

У отдыхающих на пляже есть выбор, купаться в пресной или в соленой воде, причем речная вода заметно холоднее. И река и море кишат рыбами, если в реке рыбьи косяки пугливы и уплывают в водоросли при приближении человека, то в море я подвергся настоящему нападению. Стоя по пояс в воде, я почувствовал острый укол в месте ссадины на коленке. Затем еще раз. Наклонившись, я увидел, как пара мелких рыбешек атакует мою ногу, пытаясь оторвать куски плоти. Я тут же быстро вышел на берег, тем самым избежав участи быть съеденным заживо.

Настало время возвращаться в монастырь. Два парня, сидящих у входа и продающих билеты, пропустили нас бесплатно, каким-то образом опознав в нас русских, хотя мы не произнесли ни слова. Я лишь спросил по-английски о билетах. - "Русские? Проходите"...

В монастыре мы прогулялись вокруг церкви, зашли в музей, посмотрели на живность в монашеском хозяйстве, среди которой выделялся олень. В одном помещении слышалась музыка, зайдя туда, мы увидели просторный зал, с противоположного конца которого раздавались в записи завораживающие звуки монашеского пения. Подобное уже было в монастыре Хрисокалитисса, только здесь исполнялось соло. Из церкви вышел монах и обошел вокруг нее, стуча деревянным молотком по небольшой доске, которую нес c собой, тем самым, видимо, призывая всех на службу.

Монастырь Превели состоит из двух комплексов зданий: Задний монастырь Святого Иоанна Евангелиста, в котором мы были; и Нижний монастырь Святого Иоанна Крестителя (старый монастырь), расположенный дальше у речки и сейчас заброшенный. Монастырь принимал участие как в антитурецких восстаниях, так и во Второй Мировой войне, когда здесь прятали оставшихся после эвакуации солдат союзников, вследствие чего его несколько раз разрушали, а затем выстраивали заново.

По пути сделав короткую остановку возле развалин старого монастыря за забором, мы поехали к ущелью Курталио́тис.

Прибыв на место, мы припарковались на обочине возле лестницы, ведущей вниз к церкви Святого Николая, и пошли по ней на дно ущелья. Это был второй длинный спуск за день, впрочем, предыдущие спуски и подъемы нас закалили и усталость на подъеме уже воспринималась как должное. К тому же в ущелье постоянно дул освежающий ветер.

По дороге вниз мы оказались у развилки. К церкви дорога идет прямо, мы же сначала свернули направо и спустились к протекающей по дну ущелья речке в другом месте. Здесь находились насос и трубы, через щели которых фонтаном разлеталась вода, а река здесь бурным потоком протекала по камням. Мы поднялись до развилки и спустились у церкви. Здесь речка протекала в расщелине, в одном месте срывалась с уступа и, вместе с впадающими в нее со скал ручьями, образовывала небольшой живописный водопад. Место красивое, умиротворяющее и освежающее (от реки веет прохладой), и если бы не высокий подъем, было бы идеальным для отдыха и укрытия от жаркого дня.

Однако пришло время возвращаться, мы взобрались наверх и поехали домой.

4 Ущелье Коцифос - Спили - Агия Галини - монастырь Вронтисси - озеро Вотомос - монастырь Каливиани - Фестос - Матала

Путь лежал снова на восток. Проезжая по узкой улице деревни А́но Рода́кино, мы остановились, чтобы подвезти старика с деревянной клюкой, голосовавшего на дороге. По пути он рассказал, что он "очень большой (в смысле старый), 89 лет"; показал, где находится Африка; узнал, что мы из России, "тоже православные"; и вышел у "своего будущего дома" - кладбища в соседней деревне Ка́то Рода́кино.

Дальше мы поехали через узкое ущелье Коцифо́с, здесь, в отличие от Курталиотиса, путь проходит по дну ущелья, и скалы с двух сторон нависают прямо над дорогой. Мы остановились почти сразу, увидев маленькую церковь в углублении скалы. Это еще одна церковь Святого Николая. Стены внутри наклонены и смыкаются наверху, придавая помещению форму треугольника. У алтаря среди других стоит большая икона святого. Необъяснимо, но войдя внутрь, настроение наше чудесным образом поднялось, мы начали улыбаться совершенно без причины. Сфотографировавшись, мы вышли оттуда радостные и полные сил.

За ущельем, у деревни А́гиос Иоа́нис расположен небольшой хвойный лес, за которым пейзаж принимает обычный для Крита вид: невысокие холмы с церковью на вершине, оливковые рощи, маленькие деревни посреди них. Безусловно, эта дорога спокойней и проходится быстрее, чем тот горный серпантин, проложенный параллельно южнее и которым мы пользовались ранее.

Выехав на дорогу, идущую от Ретимно на юг, мы вскоре доехали до Спи́ли, живописного поселка с многочисленными сувенирными магазинами и тавернами. При въезде расположен величественный комплекс церковных сооружений - здесь находится центр епархии. Мы прогулялись по улицам поселка, посмотрели на знаменитые источники, истекающие их львиных пастей, в кондитерской купили местные сладости (волосатые шарики из теста с медом и орехами) и поехали дальше.

Следующая короткая остановка - поселок Аги́я Гали́ни, дороги и дома которого круто спускаются к живописной гавани.

Далее по дороге мы свернули налево вглубь острова и направились в сторону Заро́са. По пути остановились у входа в узкое ущелье возле деревни Камарес. Здесь по дну проходит узкая тропинка, но мы углубляться не стали, а поехали дальше.

Заехали на холм к монастырю Вронти́сси, построенному в XIV в. У входа растет старый платан, здесь же расположен венецианский скульптурный фонтан. Внутри посреди двора стоит церковь строгой архитектуры, вокруг совершенно безлюдно и тихо.

Доехав до поселка Зарос, мы свернули в сторону маленького озера Во́томос. Здесь разводят форель, по дороге и возле озера расположено несколько таверн, где эту форель готовят. Рядом с одной из таверн находится водяная мельница, здесь же - единственный в этом районе отель. Само озеро небольшое, в воде можно увидеть рыбу. Место красивое и популярное у туристов.

Дальше мы доехали до поселка Ми́рес, повернули направо и вскоре были у ворот женского монастыря Панаги́я Каливиани́. Пожалуй, это самый большой и нарядный монастырь из тех, где мы были. На его территории работают детский приют и школа, есть музей и магазин. Все пространство наполнено цветущей зеленью. Недалеко от входа стоит будка с краном, из которого течет холодная и удивительная на вкус вода. Дальше, за колокольней, расположена церковь, ее внутренние стены полностью покрыты рисунками на библейские темы, что смотрится очень необычно и красиво.

Следующая остановка - минойский дворец Фесто́с, где был найден знаменитый диск с пока не расшифрованными иероглифами, находящийся сейчас в археологическом музее Ираклиона. Припарковавшись возле пары экскурсионных автобусов, мы прошли к развалинам, вход бесплатный. В отличие от своего более знаменитого собрата в Кноссе (о нем дальше - здесь), дворец не подвергался "реставрации по Эвансу", поэтому выглядит менее красочно, зато можно быть уверенным, что камни развалин настоящие.

И наконец, конечная точка нашего маршрута - пляж Ма́тала. Песчано-галечный, светло-серого цвета, пляж пользуется большой популярностью и найти место под солнцем у моря оказалось непросто. Справа возвышается главная достопримечательность - большая живописная скала, боковая поверхность которой усеяна маленькими пещерами. Проведя здесь пару часов, мы поехали обратно.

5 Гортис - Ано Вьянос

Наступило время переезда на восток острова. Начало нашего пути проходило по уже знакомой дороге через ущелье Коцифос, Спили, мимо Агия Галини. Дальше дорога шла по равнинной местности, это - долина Мессара́. Мы проезжали большие "нетуристические" поселки Тимба́ки, Мирес, А́гии Де́ка.

Подобные населенные пункты, время от времени попадавшиеся нам на пути, довольно типичны и представляют собой ряды бетонных коробок в несколько этажей, пересекаемые улицами, иногда широкими, но из-за припаркованных автомобилей имеющими в лучшем случае по одной полосе движения в каждую сторону.

Еще раз остановились возле монастыря Каливиани, чтобы набрать понравившейся нам местной воды.

Дальше по дороге мы свернули к развалинам древнего города под названием Го́ртис (Го́ртина). Он был основан в минойскую эпоху, но наивысшего расцвета достиг в римские времена, когда здесь была столица провинции. Раскопана и открыта для посещений лишь центральная часть большого города. Здесь можно увидеть довольно хорошо сохранившийся театр-одеон V в. до н.э., на стене которого высечен свод законов, находящийся сейчас за забором из толстых прутьев. За таким же забором расположено несколько классических скульптур. Рядом находится базилика Святого Тита VI в.

Едем дальше, следуя указателям по дороге: Пи́ргос, А́но Вья́нос. Здесь дорога опять уходит в горы, превращаясь в серпантин.

За одним из поворотов мы остановились у памятника 820 местным жителям, казненным нацистами в 1943 г. С краю выстроился ряд мраморных плит с формами, напоминающими силуэты людей и с высеченными на них именами, а дальше возвышается стела со странной скульптурой. Рядом, как и положено, стоит маленькая церковь. Памятник находится на краю обрыва, с которого открывается замечательный вид на близлежащие деревни, лежащие на склоне горы. Во время нашего там пребывания дул необычайной силы ветер, готовый нас подхватить и унести.

Дорога, пропетляв в горах, спускается к морю и идет дальше вдоль берега до Иерапетры, но это - уже восток.    Далее...

Разрешается использовать в любых целях, но только в неизменном виде и при условии упоминания имени автора (CC-BY-ND). Автор Андрей К.